Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Науки о Земле

ISSN 1819-7663 (Print)
ISSN 2542-1921 (Online)


Для цитирования:

Крылов П. М. Изменения использования транспорта в городских и сельских населённых пунктах России разной людности за период 2014–2022 гг. // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Науки о Земле. 2023. Т. 23, вып. 4. С. 235-241. DOI: 10.18500/1819-7663-2023-23-4-235-241, EDN: KBZVAI

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 23)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
911.3:332.14
EDN: 
KBZVAI

Изменения использования транспорта в городских и сельских населённых пунктах России разной людности за период 2014–2022 гг.

Авторы: 
Крылов Петр Михайлович, Государственный университет просвещения
Аннотация: 

Целью исследования является изучение динамики использования транспорта и транспортного обслуживания в городских и сельских населённых пунктах России разной людности в 2014–2022 г. В качестве гипотезы исследования выдвинуто представление о том, что динамика показателей использования транспорта и транспортного обслуживания в сельских населённых пунктах с определённой задержкой во времени повторяет динамику показателей использования транспорта и транспортного обслуживания городских населённых пунктов. При общем росте использования транспорта наблюдается продолжающийся рост использования личного легкового автотранспорта (включая мотоциклы) при одновременном снижении использования общественного транспорта. Выявлены постепенно уменьшающиеся различия между городскими и сельскими населёнными пунктами по большинству сравниваемых показателей. Исследуемые показатели для сельских населённых пунктов во многих случаях меняются по той же траектории (с той же динамикой), что и показатели для городских населённых пунктов, с лагом в несколько лет. Использование транспорта и транспортное обслуживание лицами мужского и женского пола также в тенденции приближаются к одинаковым значениям во всех типах населённых пунктов. Наблюдается общая закономерность: при возрастании людности населённого пункта отмечается снижение проблем транспортного обслуживания населения. 

Список источников: 
  1. Сидоров В. П., Ситников П. Ю. Транспортная доступность как показатель рациональной организации работы городского пассажирского транспорта // Вестник Удмуртского университета. Серия Биология. Науки о Земле. 2017. Т. 27, № 4. С. 547–553. EDN: YLUMMO
  2. Крылов П. М. Транспортная уязвимость населения России в начале XXI в. // Известия Российской академии наук. Серия географическая. 2012. № 1. С. 26–35. EDN: OWJNVP
  3. Савельева Е. О. Изменение транспортного поведения населения как способ достижения устойчивой мобильности в российских городах // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Прикладная экология. Урбанистика. 2021. № 1. С. 5–18. https://doi.org/10.15593/2409-5125/2021.01.01, EDN: NHPBNB
  4. Агуреев И. Е., Ахромешин А. В. Обоснование выбора теоретического аппарата для описания транспортного поведения жителей города (мегаполиса) // Вестник Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета. 2021. Т. 18, № 6. С. 746–758. https://doi.org/10.26518/2071-7296-2021-18-6-746-758, EDN: KPSSET
  5. Михеева Т. В., Алексанян Л. С. Обеспечение транспортной доступности сельских населенных пунктов: механизмы стимулирования и меры поддержки // Научный вестник автомобильного транспорта. 2022. № 3. С. 39–46. EDN: MEMYVM
  6. О Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года: распоряжение Правительства РФ от 27.11.2021 № 3363-р. URL: http://government.ru/news/43948/ (дата обращения: 25.07.2023).
  7. Об утверждении комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года: распоряжение Правительства РФ от 30.09.2018 № 2101-р (ред. от 24.06.2023). URL: http://government.ru/docs/34297/ (дата обращения: 25.07.2023).
  8. Об утверждении схемы территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения: распоряжение Правительства РФ от 19.03.2013 № 384-р (ред. от 10.04.2023). URL: http://government.ru/docs/all/86739/ (дата обращения: 25.07.2023).
  9. Требушкова И. Е., Полякова Н. О. Географический анализ государственной политики на железнодорожном транспорте России // Географическая среда и живые системы. 2021. № 1. С. 110–130. https://doi.org/10.18384/2712-7621-2021-1-110-130, EDN: UGHUPZ
  10. Крылов П. М. Транспортно-географические особенности условий жизни населения городов и регионов России // Вестник Удмуртского университета. Серия Биология. Науки о Земле. 2019. Т. 29, № 4. С. 515– 524. https://doi.org/10.35634/2412-9518-2019-29-4-515-524, EDN: DWEQRY
  11. Арустамов Э. А., Волкова И. Н., Крылов П. М. Проблемы транспортной обеспеченности и качества транспортного обслуживания городских населенных пунктов России различной людности // Вестник евразийской науки. 2020. Т. 12, № 6. С. 6. https://doi.org/10.15862/07ECVN620, EDN: SXGHWY
  12. Комплексное наблюдение условий жизни населения. 2014 г. URL: https://gks.ru/free_doc/new_site/KOUZ14/survey0/index.html (дата обращения: 20.07.2023).
  13. Комплексное наблюдение условий жизни населения. 2016 г. URL: https://gks.ru/free_doc/new_site/KOUZ16/index.html (дата обращения: 20.07.2023). 14. Комплексное наблюдение условий жизни населения. 2018 г. URL: https://gks.ru/free_doc/new_site/KOUZ18/index.html (дата обращения: 20.07.2023).
  14. Комплексное наблюдение условий жизни населения. 2020 г. URL: https://gks.ru/free_doc/new_site/GKS_KOUZH-2020/index.html (дата обращения: 20.07.2023).
  15. Комплексное наблюдение условий жизни населения. 2022 г. URL: https://gks.ru/free_doc/new_site/GKS_KOUZH_2022/index.html (дата обращения: 20.07.2023).
Поступила в редакцию: 
20.08.2023
Принята к публикации: 
18.10.2023
Опубликована: 
25.12.2023